|  пишите ЧАЩА  |  пещерные голоса  |  наскальная литература  |  стоянка эпохи NeoLit'а  |  карта  |  окна сквозь стены  |  водяные линии  |  neolit.psu.ru

Анатолий Нейтак

О человеке
Анатолий Нейтак


Интервью с Анатолием Нейтаком от 10.07.2008
(беседовала с автором Ольга Сандакова)


  О. С.: Когда в тебе сформировалось желание стать писателем?
  А. Н.: Точной даты, пожалуй, не назову. Но окончательное формирование этого желания произошло достаточно давно. Где-то в промежутке между учебой в гимназии и первым курсом химфака. То есть более 15 лет назад.
  О. С.: Как известно, в каждом произведении обычно существует центральная концепция, на которой все произведение держится. Опиши некоторые из них.
  А. Н.: Если вести речь о моих собственных произведениях, то… "Уроки гнева": взаимоотношения "обычных" людей и существ, для которых магия - норма жизни. Ну и о том, как изменяются в промежутке между этими крайностями люди, которые учатся магии. Цикл "Камень и ветра" построен на реализации принципа солипсизма - и, опять-таки, на том, как это влияет на эволюцию индивидуумов и коллективов, оказавшихся в таких условиях. В этом цикле магия также играет большую роль. В моей первой и (пока?) единственной космоопере "Поступь битвы" место магии занимает псионика. Но там это не столько мирообразующий фактор, сколько водораздел, по которому проходит грань между привычным и чужим. Конфликт виирай - гуманоидных чужаков - и людей протекает под флагом ксенофобии. Можно сказать, что в виирай люди видят "подделку", непонятное и потому опасное явление, нечто не просто чужое, но еще и чуждое.
  О. С.: Почему "магия" как понятие для тебя так важна? Что стоит за этим словом?
  А. Н. Магия оппозиционна технике, как индивид оппозиционен коллективу. Для того чтобы разрушить город, обычным людям надо реализовать Манхэттенский проект. Магу достаточно высокого уровня для достижения аналогичного результата достаточно нахмурить брови и щелкнуть пальцами. По крайней мере, так это выглядит со стороны. Конечно, магов не любят. Но ведь у каждого есть, говоря условно, два варианта действий: попытаться при первом удобном случае ткнуть в спину мага ножом - или же научиться магии самому. Тут и проходит грань, отличающая консерваторов от революционеров. Маг, пользуясь магией как инструментом, меняет мир, меняет обстоятельства, меняет себя самого, наконец (или даже в первую очередь себя: тут, как говорится, "возможны варианты"). Но, заметим, точно так же ведут себя и герои Жюля Верна! Что с того, что метод изменений реальности у них иной? Главное - стремление и умение менять окружающее! И место, занимаемое героем в системе общественных отношений, определяется этим.
  О. С.: Некоторые твои книги, на мой взгляд, в чем-то походят на учебник по социальной психологии. Как мне кажется, основная концепция этих книг - взаимодействие исключительных личностей с обществом, состоящим из НЕисключительных людей. Возможно ли вообще построить общество из лидеров разного уровня, в котором вообще не будет классических исполнителей?
  А. Н.: Мне хочется верить, что ответ - да. И не просто да, а "ДА!" Потому что ситуация, при которой это не сделано, спустя время приведет к мрачной антиутопической картине, описанной еще в "Машине времени" Уэллса. Элои и морлоки, помните? По самой сути своей человек есть существо разумное, субъект в паутине сложнейших отношений. И сводить его к автомату, выполняющему заданную свыше программу, нелепо и губительно. Да, "программирование людей известно гораздо дольше, чем программирование машин", как заметил в "Станциях прилива" М. Суэнвик. Но не хватит ли программировать друг друга? Не пора ли начать учиться и учить? Ведь этот процесс, как известно, не имеет и не должен иметь четко определенного конца. Учиться можно и нужно всю жизнь. А мусор с улиц пусть собирают автоматы, слишком простые, чтобы обрести разум и стать свободными. Вот, кстати, и ответ на предыдущий вопрос. Что для меня магия? Магия - это свобода! Третье и более высокие измерения, открывающиеся для развивающейся личности.
  О. С.: Почему героями твоих книг чаще всего становятся женщины?
  А. Н.: Особенности индивидуальной психологии автора :. А еще - игра на контрастах. Как бы ни кричали на всех углах о равноправии женщин, но будем честны хотя бы перед самими собой: женщины имеют гораздо меньше возможностей для того самого личного роста, чем мужчины. Не на пустом месте родилась фраза, что женщине надо делать вдвое больше, чтобы добиться вдвое меньшего. Посмотрите хотя бы на список нобелевских лауреатов по физике. А на фамилии мажоритарных акционеров любого предприятия?
  О. С.: У каждого мажоритарного акционера была мама. Может быть, стоит давать Нобелевку и за воспитание?
  А. Н.: Может, и стоит. Но то, что таких премий пока не дают и вряд ли вскоре начнут их давать, говорит само за себя.
  О. С.: Думаю, не стоит так переживать о "тяжкой женской доле", так как у нас есть область приложения сил, для мужчин неблизкая. Мужчины развиваются вовне и стремятся к изменениям мира, поэтому их достижения видны невооруженным взглядом. Вместе с тем женщины меняют мир не так прямо и зачастую более эффективно. Они играют роль катализатора, а не реактива.
  А. Н.: Сравнения - любые - имеют границы применимости. Любой человек в кипении перемен, так нелюбимых древними китайцами, является и реактивом, и катализатором. Но (замечу как "бывший химик") помимо катализаторов существуют вещества, не ускоряющие, а замедляющие течение реакций: ингибиторы. На своем месте они тоже приносят ощутимую пользу, но там, где нужен именно катализ, они только вредят. И мои герои, как ярко выраженные "катализаторы", ведут с "ингибиторами" постоянную борьбу. Затрудняемую тем, что большинство людей является слабыми ингибиторами, то есть консерваторами, бегущими от любых перемен. А преодолеть инерцию масс ох как непросто…
  О. С.: Вернемся к тебе и твоему творчеству. Давно хотела задать один провокационный вопрос. По моим подсчетам, тобою написано уже больше 8 романов, почти все из которых я читала. На мой взгляд, давно пора дать окружающим возможность познакомиться с ними. Когда же это, наконец, случится?
  А. Н.: Зависит от издателей. В этом году я предпринял ряд шагов к тому, чтобы опубликоваться в одном из центральных издательств.
  О. С.: О радость!
  А. Н.: И еще какая. Правда, и АСТ, и Эксмо пока что "рассматривают мои предложения", и ничто не мешает г-дам издателям послать очередного начинающего куда подальше. Но я все-таки надеюсь на лучшее.
  О.С.: Самое хорошее, чего могу пожелать, - это чтобы тебя оценили по достоинству. На мой взгляд, твои тексты достойны публикации. Мне, как читателю достаточно искушенному, близки книги, которые меня развивают и ставят передо мной пусть не близкие, но заманчивые цели. Не "жвачку", не однообразные "бродилки" и "стрелялки". По-моему, в поиске путей развития для человека и всего человечества и состоит задача фантастической литературы.
  А. Н.: Я придерживаюсь того же мнения. Да не прозвучит это банальностью, но фантастика - это литература о будущем и для будущего. Хотя большая часть мною написанного по формальным признакам (магия, мечи, феодализм и пр. под.) относится к фэнтези, это всего лишь маскировка. Камуфляж. По своей сути я как был, так и остался научным фантастом.
  О.С.: Традиционный вопрос. Каковы твои творческие планы?
  А.Н.: На традиционный вопрос - не менее традиционный ответ: обширны. И разнообразны. Только из последнего мной написанного ("Поступь битвы" и "Поход за радугой") следует необходимость написания второй части дилогии о виирай и людях - уже не с точки зрения первых, а с точки зрения вторых (рабочее название "Марш мира"); оставлять в покое Эйрас сур Тральгим из "Похода за радугой" тоже, на мой взгляд, рановато. Чего доброго, у читателя сложится ощущение, будто после счастливого замужества и рождения потомства эта особа успокоится и станет "как все". Так вот: никогда! Некромантам от рождения даже семейное счастье не помешает в осуществлении грандиозных планов по переустройству данной в ощущениях реальности. Помимо этого, в запасниках у меня отлеживаются фрагменты больших размеров, которые просто-таки требуют превращения в законченные тексты.
  О.С.: Ну что ж, хочется напоследок пожелать тебе осуществления столь амбициозных планов, а читателям - скорейшего знакомства с новым автором.

Произведения


 |  пишите ЧАЩА  |  пещерные голоса  |  наскальная литература  |  стоянка эпохи NeoLit'а  |  карта  |  окна сквозь стены  |  водяные линии  |  neolit.psu.ru